Как заставить потребителя экономить?

Шесть уроков того, как интеллектуальные системы позволяют экономить энергоресурсы
Многие потребители уже установили интеллектуальные счетчики.
Огромное количество счетчиков устанавливаются в рамках инвестиционных программ энергоснабжающими компаниями.
Сообщества домовладельцев, кооперативы и т.п. устанавливают счетчики по своему желанию, или по требованию энергоснабжающей компании.
Сегодня установить не интеллектуальный счетчик практически невозможно!

Интеллектуальные счетчики не просто отслеживают потребление энергии, а ведут запись дополнительных параметров, которые не доступны в обычных счетчиках.

Итак, представьте себе, что вы в первый раз в жизни видите свое потребление. Например почасовое — за предыдущие сутки.

Исследования показывают, что такая информация является первым шагом к тому, чтобы потребитель начали сокращать (и​ли хотя-бы задумываться о сокращении) ​потребление энергоресурсов.
Но, как обнаружили операторы таких систем, необработанные данные ничего
не значат для большинства из нас (в том числе и для меня).
Сегодня много компаний пытаются попасть в это быстрорастущий бизнес, пытаясь связать аппаратную (счетчик) и «программную» часть (интерфейс для потребителей). Н​о самая сложная задача стоит перед разработчиками в том чтобы заставить занятых людей изменить свое поведение.
Я говорил с представителями некоторых компаний, которые работают в этой сфере. Практически все они разработали веб-порталы (или клиентские приложения), где потребители могут видеть свое потребление. Это сделано не только для того чтобы потребитель что-то поняли, а для того, чтобы вдохновить его уменьшить неразумное использование энергией повседневной жизни.
Кроме этого, я общался и с потребителями. И вот что они поняли…

 

Урок 1: Делай как сосед

Вы подумаете, что спасение окружающей среды является основанием для того чтобы заставить нас потреблять меньше энергоресурсов?
Может для кого-то и так. Но оказывается, наш собственный пример является самым большим стимулом.
Так, например, веб-сайт может отобразить потребителю, как он расходует энергию в сравнении с подобными домохозяйствами в своем районе (городе).
3
Не беспокойтесь, никто даже не думает сообщать, сколько электричества потребил ваш сосед:-) или кто самый злостный прожигатель энергоресурсов.
Существует мнение, что сравнение себя с другими является стимулом.
«На самом деле это просто повод для размышления. Если я получил счет за услуги на 1000грн, то я даже не знаю, что могу экономить. Но как только я узнаю, что подобный моему дом в моем районе оплачивает 700грн, я начинаю задумываться о потенциале в 300грн.» — сообщил один потребитель.
В психологии это называется «нормативное сравнение».
«Мне не нравится проигрывать там, где я могу выиграть. Я начинаю постоянно думать о том, почему потребляю больше, чем мой сосед».
Следующий этап — развитие этого функционала с помощью социальных сетей, где клиенты могут сравнивать свои показатели с друзьями в социальных сетях, например на Facebook или Вконтакте. «Это будет информация конкретного человека. Мы привели пример силы сравнения с соседом. В этом случае мы переходим на следующий уровень — сравнение с другом» — сообщил представитель компании -разработчика.

 

Урок 2: Предоставление конкретного совета

Как только вы обратите внимание людей, как тут же потребуются конкретные рекомендации по изменению текущего состояния — и эти рекомендации должны быть доступны, говорит тот же специалист. «Люди не хотят аналитику, они хотят знать что конкретно делать.»
«Я всегда шучу, что моя мама — моя лакмусовая бумажка. И я точно знаю, что она никогда не будет смотреть данные в виде графиков или таблиц. Но очевидно, она хотела бы узнать что ее холодильник желательно заменить на более экономный,» — говорит он.
5
Мы выполняем заказ энергоснабжающей компании, и должны запустить новый веб-портал для ее клиентов к концу года. По итогу внедрения система сможет анализировать и разносить данные со счетчиков на четыре категории: отопление, охлаждение, основная нагрузка (например, холодильник) и все остальное (освещение, телевизор и т.п.).
Отопление и охлаждение в среднем составляют половину потребления электроэнергии. Сокращение затрат на отопление и охлаждение является одним из самых простых способов сэкономить и уменьшить сумму ежемесячного счета.

 

Урок 3: Получить информацию «извне»

«Обычный клиент с утра не проверяет показания», — говорит тот же специалист. Электронная почта, смс сообщения вместе с приложениями для мобильных устройств упрощают задачу по привлечению внимания. Так, например, вы можете получить оповещение смс-кой, если ваше потребление стало выше (например — уйдя на работу вы забыли выключить утюг). «, — говорит он.
Позволить потребителю знать, что по факту в их счете — также хороший способ обратить их внимание.
4
Сегодняшняя практика получения счетов за энергопотребление подобна тому, как если бы вы получали любые продукты из магазинов в течении месяца не интересуясь их стоимостью, а оплачивали бы их в первый день следующего месяца удивляясь ценам на отдельные товары.

 

Урок 4: Установите цель

Сейчас стало модно поощрять учеников начальных классов звездочками (или яблочками), а не оценками как было у меня. Это работает и со взрослыми — мы хотим быть вознаграждены, когда чего-то добиваемся.
«То, что мы видим, это стремление людей идти к своей цели, даже 5%, имеют огромное значение,» — говорит наш консультант.
6
“Показывая прогресс потребителю, мы помогаем ему экономить энергию, независимо от размера цели.”
«Это применимо, даже если вы расходуете больше всех и используете тонны энергоносителей,» говорит он.

 

Урок 5: Сообщайте людям, когда они делают правильно, но не переборщите

Ты супер энергоэффективен: выключаешь свет и не забываешь выключить утюг. Если же система сообщит, что ты на голову с плечами выше всех остальных в этом вопросе, скорее всего твои рвения на этом и закончатся.
2
“Это тоже результат предыдущих исследований,» — сообщил специалист.
«Это проявлялось и в других контекста. Примером была анти-алкогольная кампания под названием «два пива достаточно» в студенческих городках где-то заграницей. Были и такие, которые думали «если говорят мне что двух достаточно, может быть, я должен начать пить больше пива,» говорит он.
“Мы разработали отчеты, чтобы каждый видел перед собой цель,” — говорит специалист. “Правильно вознаграждать людей за хорошую работу. Но мы не спешим сообщать, что достигнуто больше ожидаемого.”

 

Урок 6: Интеллектуальные системы умнее потребителей

Как известно, домашняя автоматизация является практически святым Граалем в борьбе за уменьшение коммунальных платежей. Но если технологии могут заботиться о сохранении энергии, то и люди не должны забывать об этом.
Идея состоит в том, что в моменты, когда система может снизить потребление энергоресурсов (например уменьшить температуру в помещении, пока дома нет жильцов), она даст команду термостату в домашней сети, а тот понизит температуру на несколько градусов ниже для экономии. При этом потребитель всегда может отключить эт​о.
1
Вариант «кнута и пряника» в данном случае идет в виде разных планов ценообразования. Днем электричество стоит дороже. Таким образом, клиент имеет возможность сэкономить деньги путем переноса активного потребления в ночь, когда электроэнергия дешевле.
Другой эксперт говорит, что они увидели потенциал всего этого в одном из пилотных проектов у потребителей газа и электроэнергии.»Чем выше уровень автоматизации в доме, тем выше уровень сбережений. Использование домашней автоматизации удваивает количество денег, которые можно сэкономить», — говорит он.

Под впечателением от публикаций Lauren Sommer.